Ежегодная конференция Urban Space

    По материалам интернет-издания «Свободная пресса».

     Прошедшая недавно в Москве ежегодная конференция Urban Space, в рамках которой девелоперы, риелторы и аналитики рынка жилья обычно обсуждают последние тенденции развития жилищного строительства, выявила далеко не радужные для россиян перспективы.

     Так, за последние 8 лет средняя площадь приобретаемых квартир в новостройках сократилась на 29% и составила 57,8 кв. м. против 81,8 кв. м. в 2012. В разбивке по классам картина выглядит следующим образом: в эконом-сегмента площадь покупки средней квартиры сократилась на 30%, в комфорт-сегменте — на 21%, в бизнес-сегменте — на 39%, в премиум-классе — на 21%. Единственным исключением из этого правила вполне предсказуемо оказалось элитное жилье. Здесь средняя площадь реализуемых объектов увеличилась сразу аж на 75% (со 121 кв. м. до 212 кв. м.).

    «Средняя площадь квартир сокращалась последние 8 лет, потому что застройщики шли навстречу меняющимся желаниями (а точнее — возможностям) покупателей. То есть сначала появляется тенденция спроса на жилье более скромных габаритов, а затем застройщики адаптируют к ней продукт. Предложение реагирует на спрос с временным лагом примерно в два года.

    Продолжится ли тенденция к сокращению квартир? С одной стороны, режим самоизоляции показал, что даже в довольно просторных квартирах не так просто проводить много времени с семьей. Уменьшать площадь дальше некуда. К тому же может обозначиться тенденция к переезду на периферию крупных городов удаленных работников, поэтому сократится спрос на маленькое жилье в центре. С другой стороны, реальные доходы населения продолжают падать. Это более мощный фактор, а значит, и площадь квартир будет уменьшаться, чтобы покупатели могли себе их позволить вообще".

    С точки зрения непосредственно квартирографии ситуация на рынке первичной недвижимости также складывается неудачно для потенциальных покупателей.

    Доля полноценных однокомнатных квартир стремительно уменьшается, они сдают свои позиции студиям. К третьему кварталу нынешнего года доля последних в структуре предложения и продаж новостроек, например, Москвы, достигла 8%, а объем предложения первых, напротив, сократился до 27%. При этом средние площади студий с 2015 года уменьшились в размере на 15%, так что сейчас типовой объект подобного плана включает в себя почти 27 кв. м. (против 31,5 кв. м. пять лет назад).

    Одновременно стоимость одного «квадрата» такой недвижимости выросла почти на треть. С тех пор, средняя стоимость «однушки» выросла на четверть при том, что средняя стоимость «квадрата» жилой площади в таких лотах подросла на 28% на фоне уменьшения общего метража на 7%. Классические квартиры с отдельными кухнями, кстати говоря, стремительно вытесняются с рынка. В сегменте двухкомнатных квартир все большее пространство отвоевывают себе евростудии, в которых кухни объединены с гостиными. На такой формат к 2020 году приходится 16% продаж всех квартир, тогда как реализация типовых «двушек» снизилась до 14%.

    В дальнейшем, предположили аналитики, определяющими на рынке новостроек станут три тенденции.

    Во-первых, девелоперы попытаются синхронизировать разработку квартирографии с актуальными запросами потенциальных покупателей путем геймификации выбора квартиры. То есть предоставлять клиенту возможность с помощью приложения-конструктора формировать будущее жилье, расставлять перегородки и подобрать дизайн по аналогии с компьютерными играми семейства Sims.

   Во-вторых, процесс развития общественных зон, интерес к которым за последние 5 лет возрос и у девелоперов, и у покупателей, перейдет на новый этап — интеграцию личного и общественного пространств.          Поскольку площадь квартир будет сокращаться, недостаток функциональных «метров» дома будет компенсироваться комфортными метрами в лобби или во дворе новостройки. Например, меблированные зоне ресепшена на первом этаже или в беседке во дворе будут подаваться как аналог рабочего кабинета, обустроить который непосредственно в выводимых на продажу лотах не представляется возможным. Вероятно, в жилых комплексах будут также распространяться зоны коворкинга, что актуально на фоне роста спроса на оборудованные рабочие места для удаленных работников.

    В-третьих, будет повышаться «изолированность» помещений в квартире, поскольку людям в будущем понадобится больше приватного пространства в квартире для занятий спортом, работы, игр и хобби. Один из перспективных вариантов реализации подобного тренда — организация благоустроенных для отдыха балконов и установка изолированных капсул для работы, которые можно разместить в квартире.