«АСТРАХАНСКИЕ СТРОИТЕЛИ»

Ассоциация - региональное отраслевое объединение работодателей
саморегулируемая организация
Пятница, 16 Ноября

В Совете Федерации обсудили вопросы деятельности саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

01SF      01 ноября 2018 года в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы», который провел Первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, заместитель Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Александр Трембицкий, представители Министерства строительства и ЖКХ РФ, Ростехнадзора, саморегулируемых организаций, а также профессионального, научного и экспертного сообществ. Ассоциацию СРО «Астраханские строители» представлял директор Равиль Умеров.
     

      Андрей Шевченко напомнил, что саморегулирование в отрасли было введено в 2009 году. Эта мера была направлена на решение ряда важных задач, а именно: снижение административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в строительстве, разработку и внедрение стандартов и правил осуществления строительной деятельности, обеспечение дополнительной имущественной ответственности СРО за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью граждан за счет средств компенсационного фонда СРО, внедрение механизмов рассмотрения профессиональным строительным сообществом жалоб на деятельность строительных компаний, сокращение расходов федерального бюджета, связанных с лицензированием строительной деятельности.
      Сегодня существуют СРО оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров и многие другие. Но ни один из этих видов не вызывает столь оживленные дискуссии, как СРО в строительной отрасли, подчеркнул он. Это связано с тем, что результат работы СРО в строительной отрасли напрямую влияет на комфортность и безопасность жизни граждан».
      Среди самых острых проблем саморегулирования в строительстве сенатор назвал появление так называемых «коммерческих» СРО. Такие организации не формировали должным образом компенсационные фонды, не предъявляли четких требований к своим участникам, продавали допуски к выполнению работ. Существование подобных организаций сводило на нет саморегулирование строительной сферы.
      В связи с этим Президент РФ на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года указал, что система СРО в строительной отрасли нуждается в реформах, при проведении которых нужно учесть все ошибки и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу.
03SF      2017 год стал годом кардинальных изменений для системы саморегулирования в строительстве. Был принят федеральный закон, содержащий ряд существенных изменений в деятельности СРО: введен принцип регионализации, подразумевающий, что членами СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО. Это усилило взаимосвязь СРО и ее участников, позволило пропорционально распределить нагрузки по контролю за членами СРО. Вступил в силу блок правовых норм, направленных на контроль за размещением и выплатой средств компенсационных фондов.
Сенатор отметил, что в настоящее время происходит процесс очищения системы саморегулирования от недобросовестных участников. По данным Ростехнадзора, с июля 2016 года по сентябрь 2018 года Ростехнадзором из государственного реестра СРО по различным основаниям исключены сведения о 73 СРО. Сегодня система саморегулирования в строительной отрасли объединяет 436 саморегулируемых организаций, наибольшее количество из которых сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.
      Вместе с тем, несмотря на значительные корректировки, в системе саморегулирования остаются проблемы, требующие работы как национальных объединений, так и органов законодательной и исполнительной власти. Так, по итогам 2017 года Ростехнадзор констатировал такие допускаемые СРО нарушения, как несоблюдение требований в части формирования и размещения средств компенсационного фонда в установленном размере, несоблюдение порядка приема в члены СРО, несоблюдение требований к осуществлению контроля СРО за деятельностью своих членов, несоблюдение требований информационной открытости.
      В качестве достигнутых положительных итогов введения саморегулирования в строительной отрасли Андрей Шевченко указал на налаженное эффективное взаимодействие национальных объединений СРО с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне. «Это позволяет учитывать мнение профессионального строительного сообщества при принятии решений в сфере регулирования строительной отрасли, при подготовке проектов федеральных законов».


      Директор Правого департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский подчеркнул, что одной из серьезных задач в этой области является создание реестра ответственности лиц в строительстве. Это должно не только повысить качество строительства, но и поднять уровень доверия граждан к отрасли.
      В ходе мероприятия рассмотрена практика государственного надзора в этой сфере, механизмы контроля организаций за деятельностью своих участников.
По итогам заседания будут подготовлены рекомендации в адрес Федерального Собрания России, Правительства РФ, профильных министерств.