«АСТРАХАНСКИЕ СТРОИТЕЛИ»

Ассоциация - региональное отраслевое объединение работодателей
саморегулируемая организация
Понедельник, 20 Августа

Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин о реформе саморегулирования в строительстве

nostroy-logo10 октября, журналисты «Известий» опубликовали материал под заголовком «Регионы рискуют остаться без строителей». В этом материале речь идет о том, что в октябре Ростехнадзор приступил к проверкам саморегулируемых организаций, работающих в строительной сфере. И результатом этой проверки может стать то, что в некоторых регионах строители уйдут с рынка. И, якобы, по оценке Национального объединения строителей есть основания прекратить деятельность как минимум 64 саморегулируемых организаций в регионах, причем в каждом СРО состоит не менее ста строительных компаний.
К регионам риска относятся Волгоградская, Костромская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская и Смоленская области. Также говорится, что Ростехнадзор будет проводить проверку начиная с самых подозрительных и заканчивая теми, к которым вопросов не имеется. Основные нарушения связаны с недостаточным объемом компенсационных фондов, что и ставит под угрозу существование таких СРО, так как они не в состоянии оплачивать свои риски.
В этой связи 11.10.2017 Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин в эфире радиостанции «Соль» дал пояснения по основным аспектам и рассказал, как продвигается реформа саморегулирования в строительной отрасли.
В частности он сказал, что в формулировках указанной статьи в газете «Известия» содержится неточная, некорректная информация. Мы такую информацию газете не предоставляли. Они ссылаются на какого-то эксперта Сергея Должникова. Сказано, что строительные компании, которые состояли в СРО, исключенные из госреестра, автоматически лишатся допуска к работам. Допуск к работам в градостроительном законодательстве отменен с первого июля 2017 года. Теперь не допуск к работам регулирует право строительной компании выполнять работы, а сам факт членства в СРО. И еще, членами СРО с первого июля 2017 года должны быть только генеральные подрядчики. То есть те организации, которые непосредственно заключают договор с заказчиком, застройщиком, собственником здания и так далее. Все остальные строительные компании в СРО не обязаны быть. До первого июля 2017 года практически все строительные компании должны были быть членами СРО, а теперь только генподрядчики. Потому что на генподрядчиков возложена обязанность контролировать ход строительства и нести всю ответственность. Далее в этой статье сказано, что если проблему по исключению СРО из госреестра не решать, то в ряде регионов стройка может остановиться. Тоже неверное утверждение. Дело в том, что если произойдет такая ситуация, когда в субъекте РФ вдруг будут исключены из госреестра все СРО, тогда строители имеют право, и это предусмотрено градостроительным кодексом, на две возможности.
Первая — это перейти в СРО соседнего региона. Никаких законодательных запретов для этого нет. Более того, все оставшиеся средства этих компенсационных фондов СРО, исключенных из госреестра, через Национальное объединение будут уплачены этим строителям, когда они будут переходить в СРО соседнего региона.
Вторая — строители могут объединиться и создать новую некоммерческую организацию, которая получит статус СРО. В начале года в госреестр СРО Ростехнадзор включил семь новых некоммерческих организаций в области строительства.
Поэтому ссылки в этой статье, которые даны на этого Сергея Должникова, на мой взгляд, не соответствуют действующему законодательству и искажают ситуацию. От того, что какую-то СРО Ростехнадзор исключит из госреестра катастрофы нигде не произойдет.
С момента изменения градостроительного кодекса из Государственного реестра саморегулируемых организаций было исключено 22 СРО в области строительства. Часть из них за допущенные нарушения. Это нормальный процесс. И у строителей всегда остается возможность, у генподрядчиков прежде всего, потому что субподрядчики, малый и средний бизнес строительный, освобождены от этой обязанности. Это целенаправленное движение государства на снижение нагрузки на малый и средний бизнес. В этой связи мы никакой проблемы не видим, это нормальный плановый процесс.
Регионов, где есть саморегулируемые организации, которые в той или иной степени потеряли средства компенсационного фонда не так много. Также в стране есть субъекты, где исторически никогда не было СРО в области строительства. Это те субъекты, где количество строительных организаций меньше ста. И таких 11 на территории России. Строительные компании, которые зарегистрированы на территории этих субъектов, совершенно спокойно состоят в СРО в соседних субъектах. Они не могли создать свою СРО ни в переходный период, ни ранее, ни сейчас. Так что эта ситуация абсолютно рабочая, и она никак не приведет, как сделан вывод в этой статье, что строительство в регионах остановится. Все строительные компании продолжат свою работу. И, более того, у нас право членства в СРО в субъектах не означает, что строитель может работать на территории только этого субъекта. Находясь в СРО своего субъекта, строительная компания может работать на территории всей Российской Федерации. У нас свобода предпринимательской деятельности.
В части проведения проверок Ростехнадзором: Кто вел свою деятельность с нарушениями, потерял средства компенсационных фондов, причем есть такие организации, которые вложили в банки, чьи лицензии через год-полтора отозвали, это нельзя предугадать. Есть организации, которые вкладывали средства в управляющие компании, в какие-то ООО никому не известные. Сами понимаете, что это вызывает большие вопросы. Поэтому те, кто вел свою деятельность с нарушениями должны опасаться того, что органы надзора их проверят и примут соответствующие меры. Но наша статистика показывает, что большое количество саморегулируемых организаций деньги своих членов сохранило, ведут свою работу качественно, эффективно. И проверяют с одной стороны строительные компании, контролируют их, с другой стороны — защищают их права. Поэтому у нас нет никакого опасения относительно того, как эта реформа будет продолжаться. Что касается проверок, то они всегда были в компетенции Ростехнадзора, статья 55.19 градостроительного кодекса. С момента введения саморегулирования в стране в 2010 году эти проверки имели место и были постоянными.
Саморегулирование строительной отрасли вступает в финальную стадию. Система саморегулирования самоочистилась, и это очищение подходит практически к концу. Строители вернулись в СРО в свои регионы. Они теперь смогут принимать участие в жизни и работе своих СРО. И не будет такой ситуации, когда строитель Сахалина купил допуск по интернету в СРО Москвы, и ни СРО Москвы его никогда не видели, и строитель Сахалина в этой СРО никогда не был. Но при этом все друг за друга отвечают. Ситуация теперь ликвидирована с первого июля 2017 года. Поэтому мы воспринимаем итоги реформы саморегулирования положительно. Видим в этом больше участия и большую роль самих строителей, для которых эта система и была создана.