«АСТРАХАНСКИЕ СТРОИТЕЛИ»

Ассоциация - региональное отраслевое объединение работодателей
саморегулируемая организация
Понедельник, 25 Сентября

Доклад директора НП СРО ОСАО Барминой Т.Н. «О перспективах внедрения профессиональных стандартов в строительстве»

logo-1692157048Госдума на заседании 24 апреля 2015 г. сразу во втором и третьем чтении приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, которые меняют понятие «профессиональный стандарт» и определяют порядок применения профстандартов. Согласно изменениям с 1 июля 2016 г. все без исключения работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
Изначально Минтруд России разработал проект федерального закона с поправками только в одну статью Трудового кодекса РФ — 195.1. Это было сделано по поручению Президента России от 26.12.2013 № Пр-3050 в целях законодательного закрепления обязательности применения некоторыми организациями профессиональных стандартов (сейчас их применение носит рекомендательный характер, за исключением тех должностей, которые предусматривают льготы или ограничения).
Когда этот законопроект (№ 537948-6) был внесен Правительством в Госдуму, он вызвал вполне понятные опасения и тревогу у многих работодателей. Однако после ознакомления с текстом и уточнения деталей большинство компаний вздохнули с облегчением: выяснилось, что большей части работодателей инициатива не коснется. Но все обернулось иначе.
Профстандарты будут обязательными для всех работодателей, а не только для госсектора.

Дело в том, что первоначальная редакция проекта устанавливала обязанность применения профессиональных стандартов именно только теми организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.
Однако в процессе рассмотрения законопроекта он был кардинально изменен, и действие нормы об обязательном соблюдении профстандартов распространили на всех работодателей. А чтобы не вызывать лишних дискуссий, депутаты решили принять проект в новой редакции сразу во втором и третьем чтении. И проект стал законом без обязательного обсуждения такой редакции бизнес-сообществом.
Так тихо в трудовом законодательстве произошла великая революция, которая с 1 июля 2016 г. изменит жизнь всех работодателей.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать: в ближайшей перспективе бизнесу придется учитывать новые требования при приеме на работу сотрудников самых различных специальностей, а также провести кадровые перестановки и раскошелиться на переподготовку или обучение.
Далее необходимо разобраться в том, что представляют собой профстандарты и какие задачи они призваны решать.
Согласно действующей редакции ТК РФ, профстандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Однако понятие профстандарта изменилось в процессе рассмотрения проекта ГосДумой. В финальной же версии появилось указание то, что в профессиональный стандарт включается в том числе выполнение определенной трудовой функции. Чем это грозит?
Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Значит, можно предположить, что работодателям придется проверять не только соответствие квалификации работника осуществлению конкретного вида деятельности по определенной должности, но и каждой обязанности, прописанной в трудовом договоре и должностной инструкции. Трудовая функция у должностей с похожими или даже одинаковыми названиями может отличаться.
Кроме того, в небольших компаниях нередко работники отвечают не только за свою непосредственную зону ответственности, но и за смежные вопросы. И вопрос о том, как поступать работодателям в таких случаях, пока остается открытым.
В связи с принятием федерального закона №122-ФЗ от 02.05.2015 у всех работодателей возникает вопрос о том, насколько профессиональные стандарты являются обязательными. Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим требования данного нового федерального закона, требования, закрепленные в самих профессиональных стандартах и других нормативных актах, принятых ранее.
Профессиональные стандарты утверждаются Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, которые являются нормативными правовыми актами. Таким образом, профстандарты являются обязательными для всех физических и юридических лиц.
С учетом положений Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ в обязательном порядке профессиональные стандарты применяются коммерческими организациями, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (иными словами квалификация работника должна соответствовать требованиям профессионального стандарта).
Теперь вернемся к абзацу второму статьи 195.3 Трудового кодекса РФ: Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Например: профстандарт «Монтажник 1-го разряда». Для него установлены лишь требования к обучению, а именно работником должны быть изучены основные программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих. Требования к практическому опыту отсутствует.
Значит, в данном случае работодатель берет профстандарт именно за основу и сам формулирует квалификационные требования к работнику. Например, если в вашей организации работает монтажник 1 разряда, то из профстандарта вы можете взять наименование должности и содержание трудовой функции.
Далее рассмотрим подробнее только квалификационные требования. Начнем с рабочей специальности. С июля 2016 года, чтобы иметь 5 разряд монтажника опалубочных систем, должен быть стаж 10 лет и среднее профессиональное образование. Думаю, что наличие такой перспективы сократит ряды желающих стать рабочим. Ведь разряду еще и должна соответствовать зарплата. Таким образом, заявленные цели популяризации рабочих профессий достигнуты не будут.
Теперь к ИТР. Для примера: специалист по охране труда. Из стандарта следует, что стать специалистом 1 категории без высшего образования и без стажа в 6 лет скоро будет невозможно. Обратите внимание еще одно требование стандарта – аттестация в Ростехнадзоре.
Если по рассмотренному стандарту ясно, как медленно, но уверенно двигаться по служебной лестнице, то откуда берутся гидротехники сразу со стажем в 3 года, неизвестно. А главное кто они: рабочие или ИТР? В стандарте нет ни разряда, ни категории.
Ну и самое интересное: профессиональный стандарт руководителя строительной организации - без деления на субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Образование - только специалитет и магистратура. Стаж работы от 5 лет. Если для крупного предприятия, перед которым стоят глобальные задачи планирования и управления, такие требования легко выполнимы, то зачем ИП, занимающемуся врезкой дверных замков на суб-субподряде, 5 лет стажа по 7 уровню квалификации? Ведь, как прямо указано в Приказе Минтруда 7 уровень для крупных предприятий. Разберем ситуацию: вы закончили институт и стали бакалавр – гидротехник. На работу Вас не взяли - нет стажа, сами себя тоже трудоустроить не можете, в том числе и по причине недостаточности уровня образования. В условиях сложной экономической ситуации с такими профессиональными стандартами можно поставить «крест» на малом бизнесе в строительстве. Ну а выпускники школ перед тем¸ как пойти в строители, глубоко задумаются о своем выборе профессии.
Кроме того, при рассмотрении требований по стажу для ИТР и руководителя, возникает вопрос: кем нужно начать трудовую деятельность, чтобы через 3 года занять руководящую должность, а через 5 лет стать руководителем. Точно ни инженером по охране труда, который за такой период работы может претендовать только на 2 категорию специалиста.
Теперь поговорим о себе, я имею ввиду членов СРО. По результатам анализа квалификации руководителей наших партнеров сложилась следующая ситуация: только 49% соответствуют квалификационным требованиям профстандарта. Оставшимся 51 проценту необходимо срочно искать деньги и доучиваться или переучиваться. Учитывая, что специалист, имеющий непрофильное образование, в настоящее время может получить профильное при поступлении в соответствующую магистратуру, где учиться 2-3 года, к 1.07.2016 он уже не успеет получить нужное образование. С бакалаврами такая же ситуация. Этого высшего образования будет недостаточно, чтобы руководить собой в случае предпринимательства без образования юридического лица
А теперь в России в целом: оценить масштабы реформы трудового законодательства можно по данным статистики. На 01.01.2014 года в РФ зарегистрировано около 218 тыс. строительных предприятий, из них 214 тыс. предприятий являются частными. В СРО состоит 121 тысяча членов, т.е. только 56%.
В соответствии с Градостроительным кодексом высокие требования по опыту работы в 5 лет и наличие высшего профессионального образования предъявляются только к генподрядчикам. Руководители субподрядчиков в настоящее время могут иметь стаж от 3 лет и среднее профобразование. Установленные профстандартом более жесткие требования к руководителям приведут к непрогнозируемым последствиям в отрасли, представители которой вынуждены будут выложить крупные суммы на переподготовку, а если вы бакалавр, или закончили только техникум – колледж, то все равно уже опоздали. В условиях кризисной экономики, когда бизнес выживает, а не развивается, жесткое регулирование кадрового обеспечения приведет в первую очередь к свертыванию деятельности представителей малого бизнеса.
Еще один вопрос, что делать с 01.07.2015 оставшимся 44% строительных организаций, не вошедших в СРО? Среди них соответствие требованиям профстандартов в разы ниже, чем у членов СРО.
Еще на заре реформы профессиональных стандартов НОСТРОЙ определял приоритетным направлением своей деятельности «привлечение в отрасль молодых специалистов, их аттестации с одновременной отменой норм, препятствующих их трудоустройству в строительные организации». Рабочей группой Экспертного Совета НОСТРОЙ был разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части допущения учета в составе квалификационного состава работников молодых специалистов. Затем, этот законопроект в 2014 году был включен в перечень планируемых к продвижению НОСТРОЙ инициатив. Однако он не принят, заявленные цели так и не были достигнуты.
Вместе с тем, поскольку НОСТРОЙ совместно с НИИ Труда координирует и финансирует разработку профессиональных стандартов, он имеет возможность реального влияния на их содержание и правила применения. Считаю, что в России в настоящее время не созданы условия для внедрения профессиональных стандартов с завышенными требованиями к квалификации. В связи с чем предлагаю включить в резолюцию круглого стола предложения о поэтапном введении профстандартов: в 01.07.2016 только в государственных и муниципальных структурах, с 01.07.2018 для генподрядчиков, выполняющих государственные и муниципальные заказы, а с 2020 года для всех коммерческих организаций. Кроме того, необходимо актуализировать содержание профессиональных стандартов с учетом привлечения молодых специалистов в отрасль, а также развития малого бизнеса.